Самый зловещий и беспощадный хоррор за весь последний и без того мрачный год, ещё и присланный конфидентом, — «Вампир» серба Бранко Томовича. Это очень талантливый и очень неприятный фильм, смотреть его — удовольствие извращённое, как раз наш коленкор. Возможно, потому, что Бранко пересматривает сложившийся в кинематографе образ упыря, возвращая историю про вампиров в её изначальную сферу тёмного и неподдельно зловещего, чего-то такого, с чем не найти никакого общего языка.
Образы стильных, человеколюбивых, остроумных, ироничных кровососов, ценителей искусства, которые ни в коем случае не кусают приятелей-людей, по сравнению с персонажами Томовича выглядят пластиковыми. Сербские же вурдалаки — люди лишь внешне, это их оболочки способны на общение и даже знают сербский язык. В глубине же это разрушительные потусторонние призраки, для которых кошмарный сон не отличается от реальности и которые столь далеки от всего человеческого, что даже их ласки и забота — для человека суть жуткая пытка, неподдельный ужас. Ну и, конечно, недостаточно будет попрыскать святой водой или скрестить палочки, чтобы отпугнуть или победить ЭТО.
Казалось бы, в результате мы должны иметь эдакую мрачную воздушную фантасмагорию, но нет, «Вампир» ещё и глубоко укоренён в быту, местной специфике, а также крайне физиологичен. Интерьеры глухой сербской деревни, не нанесённой ни на одну карту мира, любому конфиденту покажутся смутно знакомым постсоветским пространством, местная церквушка с молодым батюшкой — будто из какого-то рязанского села, как и странное сельпо, неухоженное кладбище, да и сами вампиры — обычные славяне-селяне в чёрном. Ребята с глубоко традиционными ценностями, кстати, могут и пустой гроб оплакать, и помидорчиком угостить, и традиционный тост «Живём!», для вампиров весьма ироничный, сказать — в этих ценностях, замешанных на лютом кошмаре, и предстоит побарахтаться главному герою.
Оригинал: https://katab.asia/2023/02/20/upir/