В европейском искусстве алхимические аллегории и метафоры довольно очевидны, их связь с мифологическими сюжетами очень наглядна. В индийском искусстве они тоже есть, но их связь с мифологией и алхимией менее наглядны с учётом разницы культурного контекста. Сегодня мы предлагаем вам небольшое исследование Ш. Р. Шармы и Я. Сахаи (1995) об одном из таких сюжетов в могольской живописи. Этот сюжет, о Деве, убегающей от семени неистово вожделеющего её Господа нашего Шивы, то есть довольно универсальный сюжет о Непорочном Зачатии, имеющий как прямую связь с зачатием Сканды-Карттикейи через внезапное пероральное осеменение незадачливого Агни (достоин внимания тот факт, что Агни принимает в этой истории образ голубя), так и менее прямую, более тонкую связь с мифом о Деве и Единороге (этому мы ещё уделим внимание). Юная дева на скакуне здесь является приманкой, на которую клюёт страстный Бог, в результате чего его животворящее, но весьма смертоносное семя оказывается пойманным хитрыми высокоорганизованными приматами с целью употребления внутрь ради, опять же, непорочного зачатия в себе божественной сущности и окончательного выхода из обезьянника в Космос. Таким образом сентенция "Бог не фраер" оказывается сомнительной, ибо на эротически привлекательного живца клюёт и Бог, как самый хрестоматийный фраер. Насколько такая манипуляция божьим вожделением этически уместна, вопрос, конечно, риторический, ведь действие происходит в сфере умозрительных аллегорий и метафор, однако ключевую роль Эроса здесь оспорить сложно (многие пытались, и где они теперь?). В контексте же только что окончившегося Весеннего Наваратри, следует отметить, что в мифологии расаяны Богиня носит имя Гаури. А Гаури это восьмая, белоснежная ипостась Богини, восьмое небо, достижение которого открывает доступ к всецветной Сиддхидатри, Владычице всех тех сиддхи, реализации которых и взыскует алхимик на своём пути. https://teletype.in/@invazeon/0ZL_PhhUsx1

Теги других блогов: искусство мифология алхимия