В 2014 году Радко Чубрич, сотрудник Белградского архитектурного музея, сортировал архив недавно умершей архитекторки и скульпторки Зорицы Крайнович и нашел деревянную шкатулку, инкрустированную серебристым металлом. В ней хранились сорок пять карточек из плотной бумаги размером с почтовую открытку, с крупными, напечатанными на матричном принтере буквами из разных ветвей кириллицы, сопровождаемыми более мелкими цифрами и чем-то вроде диаграмм. Это была лишь первая из странных находок в этом архиве, но также и центральная часть уникальной и странной системы, на расшифровку которой Радко потратил несколько следующих лет.
Её реконструкция ещё далека от завершения, но основные её идеи таковы. Жизнь города (в широком смысле — любого населённого пункта) мыслится как система взаимодействующих и развивающихся полей качества и действия. Поле может быть физически связано с человеком, сооружением, элементом ландшафта или природным явлением (например, сезонными ветрами), широкими социальными, технологическими и политическими процессами и организациями, либо не иметь известного физического, вещного коррелята, но быть наблюдаемым по своим эффектам. Задача архитектора и градостроителя — изучать городские поля в их динамике и своими действиями направлять их на благо людей.
Читать полностью: https://katab.asia/2023/04/01/hyperstition/